Воскресенье, 19.05.2024, 00:11
ТЕХНОЛОГ.KZ
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Главное меню
Категории раздела
Мои статьи [7]
Календарный план [0]
Мои уроки [0]
Авторская программа [0]
Нормативная база [5]
Наш опрос
Что для Вас профессия учителя-
Всего ответов: 15
Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие творческих способностей на занятиях кружка.

Развитие творческих способностей на занятиях кружка.

Сегодня, когда на предмет «технологическое воспитание» в Республике Молдова выделено 45 минут в неделю, развитие творческих способностей на уроке весьма проблематично. Ученики едва успевают получить элементарные знания и умения по обработке конструкционных материалов.
Поэтому, значение кружковой работы трудно переоценить. Только на занятиях кружка, протяженностью 4-6 часов в неделю, не обремененных куррикулумными ключевыми целеполаганиями, ученик может сделать то, к чему он больше всего предрасположен, развить свои творческие способности.
Многолетний опыт работы руководителем технических кружков позволил мне выработать свою методику их организации и проведения занятий. Вот основ-ные принципы.
1. Принцип добровольности. В кружок дети записываются совер-шенно добровольно. Мотивация – сделать изделия, которые они видели на выставках, у других учеников или различных знакомых. У старших школьников – сделать что-то свое, оригинальное и, таким образом, выделиться среди сверстников.
2. Принцип учета интересов. В качестве объекта труда выбираются только те изделия, которые хотят делать кружковцы. Как показала практика, организация школьных кружков одного профиля (юный столяр, юный токарь, авиамодельный, ракетомодельный и т.д.) приводит к значительному отсеву кружковцев из-за характерных для детского возраста неустойчивых интересов. Более жизнеспособными являются полипрофильные кружки, например «Умелые руки» или «Моделист конструктор».
3. Принцип учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей. Дети младших гимназических классов, как правило, имея еще недостаточные знания и опыт, переоценивают свои возможности, выбирают сложные изделия, быстро утомляются, не всегда заканчивают работу, не получают удовлетворения, разочаровываются. Поэтому, для них предлагаю несложные, но, в то же время, интересные изделия, которые можно сделать за несколько занятий. Особое внимание придаю отделке. Она, как правило, является самой трудной операцией для этого возраста. Кружковцы 2-го, 3-го года занятий и старше способны изготавливать одно изделие длительное время (иногда больше года), добиваясь поставленной перед собой цели.
4. Принцип наличия элементов клубной формы организации работы кружка. К сожалению, не все ученики, желающие заниматься в кружке, имеют одно и тоже свободное время для посещения занятий. Необходимо учитывать несовпадение начала и конца занятий для различных классов, занятость дополнительным образованием (спортивные секции, курсы и т.д.), запрет родителей из-за плохой успеваемости и др. Поэтому расписание занятий кружка является строго обязательным только для меня. Кружковцы посещают занятия в удобное для них время. Приходится работать и по субботам, когда большинство учеников свободны от других нагрузок.
5. Принцип перспективы. Каждый кружковец ставит перед собой цель, которую он должен достичь в будущем. Например, изготовив простую статическую игрушку, перейти к изготовлению более сложной, динамической. Иногда они меняют тематику: сделав игрушку, делают модель корабля или ракеты. Оправданной является перспектива участия в предметных олимпиадах или конференции «Способность, труд, талант». 
6. Принцип достижения цели. Очень часто дети, не закончив изготовление изделия, хотят сделать другое. Потом им становится неинтересным и следующее и они перестают посещать занятия кружка, так ничего и не сделав. К таким нужен особый подход. Привлекаю к оказанию помощи более опытных, или помогаю сам, убеждаю, что работу всегда нужно выполнять до конца и, поддерживая стремление сделать что-то другое, не разрешаю приступать к новому, не закончив старое. 

Для успешной работы кружка необходима материальная база и наличие материалов. В настоящее время этот вопрос решается индивидуально каждым руководителем так, как он умеет. Поделюсь своим опытом. Для занятий кружка использую учебные мастерские, в которых имеются верстаки, станки, комплект инструментов. Существенную помощь оказывает родительская ассоциация «Лицеист», которая каждый год выделяет на эти цели небольшую сумму денег. Кроме того, некоторые родители, познакомившись с результатами работы кружка, оказывают спонсорскую помощь. Часто родители покупают для своих детей лобзики, пилочки для лобзиков, шлифшкурку, фанеру, карандаши и они приносят все это на занятия кружка. Используем так же списанную школьную мебель, древесину от спиленных засохших деревьев, выброшенные материалы после ремонта и др. 
Мне часто в мои школьные годы и уже будучи умудренным многолетним опытом пришлось наблюдать, как кружок переставал функционировать через 1-2 занятия. Конечно, ни о какой плодотворной работе кружка не может быть и речи, если руководитель сам не творческая личность или неподготовленный дилетант. В любой деятельности человека ценится профессионализм и творчество, но в кружковой работе это необходимое условие. Я бы сказал, что руководитель кружка должен быть фанатично влюблен в свою работу и только тогда сможет увлечь своих учеников. Я работаю в школе с 1986 года. Пришел на эту работу с солидным педагогическим опытом работы в профтехучилище и в техникуме. Но первые попытки организовать кружок в школе оказались неудачными. Основными причинами было неумение выбрать объекты труда и отсутствие опыта работы с детьми возрастом от 11 лет. На первых порах я выбирал практически те же изделия, которые мы делали на уроках (хозяйственные совки, ручки для напильников, разделочные доски и т.д.). Все это вскоре моим ученикам надоело и они прекратили посещать занятия кружка. Однажды, демонстрируя изделия на вводном занятии, я заметил, что наибольший интерес вызвала деревянная игрушка «Медведь-пильщик». Даже у девятиклассников она привела в восторг. Дети спрашивали: «Можно ли сделать такую, сколько стоит?» Пришла мысль использовать деревянную игрушку в качестве объекта труда в кружковой работе. Организовал кружок деревянной игрушки «Буратино», который успешно работал много лет и показал хорошие результаты (Рис.1). 
Мы демонстрировали наши игрушки на многочисленных лицейских, рай-онных и городских выставках. Ими восхищались не только дети, но и взрослые (Рис.2).
В 2004-2005 учебном году ученики 8-го класса нашего лицея заняли первое место на конференции «Способность, труд. талант» по теме «Деревянная игрушка».
Несмотря на достигнутые успехи кружка деревянной игрушки, наблюдался значительный отсев кружковцев старше 6-го класса. Ученики хотели строить модели судов, самолетов, ракет и др. Но у меня не было достаточных знаний для этого. Пришлось снова учиться, Поступил на работу по совместительству в городской центр технического творчества учащихся (ГЦТТУ) г. Кишинева руководителем кружка, где под руководством замечательных мастеров своего дела директора И.Д. Матвейчука и зав. МКО (модельно-конструкторского отдела) А.И. Ростовцева освоил азы судо и авиамоделизма. «Перелопатил» сотни страниц журналов «Моделист конструктор», «Юный техник», «Школа и производство», методические книги по моделизму, посещал выставки, изучал опыт коллег. Самостоятельно освоил технологию художественной резьбы по дереву, керамику, овладел компьютерной грамотностью. Не скажу, что во всех этих областях я достиг вершин, но мои знания и умения позволяют руководить универсальным техническим кружком «Моделист-конструктор», в котором дети могут выбрать любое направление для технического творчества. Кружок посещают, в основном, ученики 5-9 классов, но иногда из 4-го и !0-го классов. Среди них бывают девочки и ученики других лицеев. Основное направление кружка – судомоделизм, но некоторые ученики делают модели самолетов, ракет, автомобилей, занимаются художественной резь-бой по дереву, изготовляют деревянные игрушки, лепят свистульки из глины. Есть у нас и успехи. Ученик 7-го класса Михаил Трибой в 2006-2007 учебном году на юбилейной городской конференции «Способность, труд, талант» занял первое место с работой «Изготовление радиоуправляемой модели катера» и награжден медалью. Этот же ученик занял первое место в лицейском конкурсе «Минута славы» в 2008-2009 учебном году, выступив со своей моделью парусного судна.
Многие дети увлеченно работают на занятиях кружка, отвлекаясь от сти-хийного влияния улицы, развивая творческие способности, которые им пригодятся для адаптации в современном обществе.


Учитель технологического воспитания русского теоретического
лицея им. Титу Майореску
С.Г. Рыхлицкий,
высшая дидактическая степень

23.06.2010 

г. Кишинев


[img][/img]
[img]http://[/img]
[img][/img]
[img][/img]
Категория: Мои статьи | Добавил: Megaberish (18.11.2012)
Просмотров: 778 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Погода в Казахстане
Полезные ссылки
  • Сайт творческих учителей Казахстана
  • Google-поисковая система
  • Страна Мастеров
  • Сайт мастеров
  • Все о столярном деле
  • Мастера
    Прорезная резьба Трудовое обучение в коррекционной школе тексты песен с аккордами Домашние ремесла
    Коллеги
    Методсовет Банк Интернет-портфолио учителей Учительский портал "ТЕХНОЛОГ.KZ"
    Статистика
    Web100kz.com - каталог сайтов Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter Оптиме - каталог сайтов