Наш опрос |
|
|
| | |
|
ТЕХНОЛОГИЯ Учебная программа для 5-9 классов общеобразовательной средней школы
[ Скачать с сервера (28.1 Kb)
· Скачать удаленно ()
]
| 31.10.2012, 00:37 |
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Национальная академия образования имени Ы.Алтынсарина
ТЕХНОЛОГИЯ
Учебная программа
для 5-9 классов общеобразовательной средней школы
Астана 2010
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09.07.2010 г. №367
Авторы программ: Устемиров К.У., Чимекеева Г.М., Каимова Р.Т., Ирсимбетов М.М., Кенжебеков Б.Т., Кутпанбаев А.К., Калназаров Б.М., Литвинова Т.В., Нуралиева С.К.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социально-экономические преобразования, происходящие в обществе, требуют качественного обновления системы школьного образования. Выпускники школ ощущают необходимость в работе общеобразовательной системы в социализации, формировании у них ключевых компетентностей, овладении необходимыми умениями и навыками, которыми позволили бы безболезненно адаптироваться к условиям рыночных отношений. «Технология» − интегрированный учебный предмет, объединяющий в своем содержании систему знаний о технологических процессах, развитии техники и технологии, новых материалов, культуре труда и быта, автоматизации и компьютеризации и экологилизации производственных процессов современного производства, их взаимосвязях и взаимозависимостях. Общие цели учебного предмета «Технология» заключаются в ознакомлении учащихся с социальной активностью человечества, осознании связей между производством и обществом, а также воздействии технологий на окружающую среду, а также формирование у учащихся уровня технологической грамотности, развитие творческих способностей и воспитание у подрастающего поколении ответственности, аккуратности. В соответствии с целями обучения определены следующие задачи учебного предмета «Технология»: • развивать способности личности ученика в проявлении единства самосознания и опыта жизнедеятельности через осмысливание проблем социального и профессиональной ориентации; • организовать профессиональную ориентацию и предпрофильную подготовку учащихся с учетом потребности рынка труда; • сформировать восприятие окружающего мира через призму собственных ценностей. Выбор структуры и содержания учебного предмета «Технология» общего среднего уровня образования составлен на основе принципов интеграции и преемственности. Структура каждого раздела подчиняется принципу «от частного к общему», «от ближнего к дальнему», таким образом, при изучении предмета должен быть обеспечен переход от выполнения простейших операций и приемов к более сложным, с использованием различных материалов и приспособлений. В соответствии с базисным учебным планом ГОСО РК количество часов в неделю по технологии составляет: 5 класс – 2 ч. в неделю, 68 ч. в год; 6 класс – 2 ч. в неделю, 68 ч. в год; 7 класс – 2 ч. в неделю, 68 ч. в год; 8 класс – 2 ч. в неделю, 68 ч. в год; 9 класс – 2 ч. в неделю, 68 ч. в год. II. БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 КЛАСС – 68 часов Техника и технология сельскохозяйственного производства для мальчиков сельских школ (18 часов) Основные понятия. Понятие о земледелии. Понятие о почве. Почвоведение. Характеристика почв. Состав почвы и ее свойства. Обработка почвы. Ее виды. Ручная обработка почвы, обработка почвы при помощи сельскохозяйственной техники. Понятие о машинах для обработки почвы. Удобрение почвы. Виды удобрений. Севообороты: полевой, кормовой, луговой. Водоснабжение сельскохозяйственных угодий. Орошение. Осушение. Почвозащитные лесонасаждения. Мероприятия по охране почвы. Основные профессии в сельском хозяйстве. Цветоводство как отрасль растениеводства: общая характеристика. Цветоводство открытого и защищенного грунта. Агробиологическая характеристика однолетних, двухлетних и многолетних декоративных растений. Способы размножения декоративных культур. Инструменты. Тяпка, лопата, носилки, сито, грабли, колышки, таблички с колышками, нитки, веревка. Наглядность. Гербарий. Коллекции удобрений, видов почвы. Макеты почвообрабатывающих машин. Кинофильм, диафильм. Экскурсии. Поле, теплица, зерносклад, пришкольный опытный участок. Практическая работа. Освоение правил техники безопасности при выполнении сельскохозяйственных работ. Подготовка и проведение осенней обработки почвы. Внесение удобрений. Весенняя обработка почвы на участке. Внесение удобрений. Ознакомление с почвообрабатывающей техникой. Определение качества обработки почвы. Составление схем севооборота. Сбор семян цветочно-декоративных растений. Посев семян в открытом грунте. Подготовка многолетних растений к зиме. Осенняя посадка луковиц тюльпанов, нарциссов и др. Уход за декоративными растениями в уголке живой природы, в теплице и на цветнике школы. Изучение внешних признаков почвы в полевых условиях, определение ее механического состава и влажности. Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения для мальчиков сельских школ (10 часов) для мальчиков городских школ (16 часов) Понятие о деталях и механизмах сельскохозяйственных машин. Знакомство с конструкционными материалами (металл, древесина, полимерные и керамические материалы) и их свойствами. Понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже; обозначение размеров. Значение труда в жизни человека. Общие понятия о видах и орудиях труда. Рабочие профессии в дерево-, металло-, пластмассообрабатывающих отраслях. Древесина как природный конструкционный материал. Применение и значение древесины в народном хозяйстве. Породы и строение древесины, их характерные признаки. Текстура древесины и ее использование. Способы работы с деревом: разметка, пиление, строгание, зачистка, рубка, сверление, отделка, окраска. Охрана окружающей среды при заготовке и обработке древесины. Эстетическое, экономическое воспитание учащихся при изучении деревообработки. Способы получения черных металлов. Применение стали в быту. Цветные металлы и сплавы. Приемы резания металлов ножовкой. Техника безопасности. Правка и гибка металлов. Гибка в тисках и на оправах. Приемы гибки. Рубка металла на плите. Способы рубки. Отпиливание металлов. Соединение деталей заклепками. Инструменты. Ножовка, лобзик, сверло, рубанок, молоток, плоскогубцы, слесарная линейка, чертилка, угольник, кернер, клеенка, круглогубцы, кусачки, верстак, измерительные инструменты, лак, краска. Наглядность. Образцы готовых изделий из дерева, металла и проволоки. Экскурсии. Столярные, слесарные мастерские. Практическая работа. Составление технического рисунка и эскиза детали, изделия; обозначение размеров. Выбор заготовки. Пиление, строгание, сверление, зачистка древесины. Соединение и сборка деталей. Окраска поверхностей, покрытие лаком. Рубка полосового и круглого металла. Резание металлов ножовкой. Опиливание плоских поверхностей. Приемы соединения деталей заклепками с плоскими головками. Художественная обработка материалов с элементами декоративно-прикладного искусства для мальчиков сельских школ (18 часов) для мальчиков городских школ (22 часа) Художественная обработка древесины Сведения о развитии художественной резьбы по дереву, ее разновидности. Рабочее место ученика. Инструменты. Дерево - материал для художественной работы. Подбор пиломатериала и его сушка. Хранение. Технология художественной обработки древесины. Художественная графика. Орнамент. Выполнение трафаретов. Основы обработки материалов: пиление, строгание, разметка, заточка, шлифовка. Основные сведения о безопасной работе при обращении с режущими инструментами. Форма рабочей одежды. Личная гигиена школьников. Техника ведения резцов и их разновидностей на начальном этапе художественной резьбы по дереву. Технология выполнения геометрической резьбы по дереву. Инструменты. Комплект столярных инструментов и инструментов для художественной резьбы по дереву. Карандаш, линейка, бумага, пиломатериал, тонкий картон. Наглядность. Плакаты: инструменты; художественная резьба по дереву; приемы геометрической резьбы по дереву; элементы поэтапного исполнения геометрической резьбы. Диафильмы и диапозитивы. Демонстрация. Правильное исполнение элементов обработки древесины и геометрической резьбы по дереву. Место для хранения инструментов; расположение на рабочем столе. Приемы безопасной работы при пользовании инструментами для столярной обработки древесины и художественной резьбы по дереву. Экскурсии. Мастерские по художественной обработке дерева, музеи, выставки. Практическая работа. Первичная обработка дерева, правильная разметка поверхности досок под резьбу. Отработка приемов техники резьбы при выполнении прямой, фигурной, контурной и геометрической резьбы стамеской и ножом. Графическое исполнение простейших видов узоров геометрической формы, растительного и животного мира, узоров квадрат, треугольник, ромб. Построение орнаментов в ряд-цепочку. Выполнение по дереву простых орнаментальных полос; чистка, тонировка. Работа с природным материалом. Работа с металлом Искусство чеканки народов Казахстана. Свойства листовых материалов - меди, алюминия, сплавов, используемых при плоскорельефной чеканке. Ритм, симметрия, контраст форм, игра светотени в чеканном орнаменте. Технология изготовления сережек из мягкой проволоки и бусинок. Слесарные и специальные инструменты, их функциональные, экономические, эстетические свойства. Хранение инструментов. Правила безопасной работы. Личная гигиена учащихся. Демонстрация. Твердость и гибкость листовых, проволочных материалов, инструментов для чеканки. Разновидности молотков. Подготовка материалов к работе. Методы выполнения насечки, тонировки, обжига. Инструменты. Оборудование учебных мастерских. Слесарные инструменты, косой нож, торцевой нож, нож-циркуль, молоток, набор чеканок, стальной и деревянный молоток-киянка, листы цветных металлов, стальная плита, плоскогубцы, круглогубцы. Наглядность. Образцы цветных листовых материалов. Плакаты: инструменты, орнаменты для чеканных работ; графические чертежи орнаментов. Технологические карты. Экспонаты ювелирных и чеканных работ. Экскурсии. Музей, выставка произведений декоративно-прикладного искусства. Магазины сувениров. Практическая работа. Подготовка рабочего места и инструментов к работе. Подготовка заготовок из мягкой жести, проволоки. Выполнение простых видов чеканных и ювелирных работ. Элементы чеканки: прямая линия, треугольник, квадрат и т.д. Орнамент туйе мойын, растительные формы орнамента в плоскорельефной чеканке. Составление несложной композиции из геометрических форм и растительных узоров. Обработка кожи Кожа – материал для прикладных видов искусства. Технологические сведения по обработке кожи. Методы изготовления тесемок из кожи. Кожаные сбруи. Рабочее место ученика и размещение инструментов. Правила безопасной работы. Гигиена учащихся. Инструменты. Нож, ножницы, шило, линейка, куски кожи, кожаные тесемки. Демонстрация. Технология изготовления простых сувениров, деталей сувениров. Диафильмы и слайды. Экскурсии. Швейный цех. Кожевенно-обрабатывающий цех. Обувная фабрика. Практическая работа. Изготовление по шаблону узоров кошкар муиз, кус канаты из кожи, пришивание к сувенирным изделиям. Выполнение сувенирных изделий. Художественная лепка История техники лепки. Элементы лепки. Разновидности лепки. Несложные элементы художественной лепки, использующиеся в градостроительстве, других сооружениях. Карниз и техника его исполнения. Литье. Реставрация. Правила безопасной работы. Соблюдение правил гигиены. Инструменты. Доска, молоток, гвозди, скребки, глина, пластилин, гипс, алебастр, линейка, спецмасло, циркуль, ка¬рандаши, краски, кисти. Наглядность. Готовые изделия; детали для лепки. Плакаты. Демонстрация. Фронтальный вид деталей и частей деталей скульптуры. Экскурсии. Музей, выставка произведений скульпторов и мастеров лепных работ. Практическая работа. Визуальное наблюдение объекта и выполнение объема работ по наглядным пособиям. Работа с шаблоном и его использование в процессе работы. Соблюдение формы одежды при выполнении лепных работ. Технология шлифовки. Плетение История искусства плетения. Способы плетения. Разновидности плетения: берестяное, из тростника, в технике макраме, плетение кожаных изделий и т.д. Правила заготовки материала для плетения. Правила безопасной работы с режущими инструментами. Технология выполнения изделий в технике макраме. Инструменты. Веревка, нитки, кольца, ножницы, коклюшки, булавки, подушечка и др. Наглядность. Образцы готовых изделий. Демонстрация. Правильное выполнение элементов плетения. Техника чтения условных обозначений узлов и узоров. Показ приемов безопасной работы с режущими инструментами. Практическая работа. Подготовка принадлежностей для плетения. Отработка действий при выполнении плетения. Выполнение сувенирных изделий: панно шымши (техника макраме) и т.д. Основы технологии выращивания плодоовощных культур для мальчиков городских школ девочек городских и сельских школ (8 часов) Характеристика основных овощных культур, их место в овощном севообороте. Луковые (лук, чеснок), приемы их выращивания. Капустные сорта (капуста, репа), особенности их выращивания. Томаты, учет эколого-биологических особенностей при выращивании. Виды защищенного грунта. Способы выращивания рассады. Пикировка и уход за рассадой. Высадка рассады в грунт. Кабачки и огурцы. Корнеплодные культуры: общая характеристика. Приемы выращивания столовой свеклы, моркови. Инструменты и оборудование. Лопата, мотыга, грабли, вилы, ведра, лейки, пакеты, секатор. Макеты посевных и посадочных машин. Наглядность. Коллекция семян, плакаты, таблицы, диафильмы. Экскурсии. Овощехранилище, бахча. Практические работы. Подготовка лука и чеснока к посадке. Пикировка рассады овощных культур. Подготовка почвы под овощные культуры. Высадка рассады в грунт. Уход за огурцами. Уборка и учет урожая корнеплодных культур. Правила постановки опытов и ведения дневников.
6 КЛАСС – 68 часов Техника и технология сельскохозяйственного производства для мальчиков сельских школ (18 часов) Растениеводство – основная отрасль сельского хозяйства. Связь растениеводства с земледелием, почвоведением, животноводством и другими сельскохозяйственными науками. Происхождение культурных растений. Понятие о сорте. Роль селекции в создании новых сортов культурных растений. Семена и семеноводство. Подготовка семян к севу. Экономическая эффективность применения высококачественного посевного и посадочного материала. Учет экологических факторов при посеве семян. Посевные и посадочные машины: общее устройство и принципы работы. Общее устройство зерновой сеялки. Характеристика основных овощных культур, их место в овощном севообороте. Луковые: лук, чеснок; приемы их выращивания. Капустные сорта: особенности их выращивания. Томаты; учет эколого-биологических особенностей при выращивании томатов. Виды защищенного грунта. Способы выращивания рассады. Пикировка и уход за рассадой. Высадка рассады в грунт. Кабачок и огурец. Корнеплодные культуры. Общая характеристика. Приемы выращивания столовой свеклы, моркови. Осенние работы в овощеводстве. Уборка урожая. Отбор семенников и закладка их на хранение. Весенняя высадка семенников овощных культур в грунт. Сбор и сортировка семян капусты, моркови, свеклы. Защита овощных культур от сорняков, вредителей и болезней. Общая характеристика плодоводства. Сад, ягодник как трансформированные растительные сообщества. Агротехнический цикл выращивания яблони. Правила посадки плодовых деревьев. Обрезка в молодом и плодоносящем саду, виды обрезки. Уход за садом. Ягодные культуры: земляника, смородина, крыжовник, малина. Ягодник: вегетативное размножение; правила посадки; уход; защита от сорняков, вредителей и болезней, определение зрелости плодов. Уборка и учет урожая плодово-ягодных культур. Инструменты. Лопата, мотыга, грабли, вилы, ведра, лейка, пакеты, секатор. Наглядность. Коллекция семян, плакаты, таблицы, диафильм, макеты посевных и посадочных машин. Экскурсии. Овощехранилище, яблоневый сад. Практическая работа. Подготовка к посадке и посадка лука и чеснока. Пикировка рассады овощных культур. Подготовка почвы под овощные культуры. Высадка рассады в грунт. Уход за огурцами. Уборка и учет урожая корнеплодных культур. Правила постановки опытов и ведения дневников. Осенние работы в плодовом питомнике, подготовка сада и ягодников к зиме. Окулировка. Обрезка плодовых деревьев и ягодных кустарников. Осенняя (весенняя) посадка плодовых деревьев и ягодных кустарников. Уход за плодовыми и ягодными культурами; защита от сорняков, вредителей и болезней; полив. Сбор и учет урожая плодово-ягодных культур. Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения для мальчиков сельских школ (10 часов) для мальчиков городских школ (14 часов) Понятие об эскизе и чертеже детали призматической формы; главный вид, вид слева и сверху. Правила чтения чертежа детали. Конструктивные элементы деталей: отверстия, фаски, вырезы. Способы соединения деталей из древесины. Приемы поперечного, продольного, косого пиления. Понятие о механизме передачи движений. Зубчатая, ременная передача. Винтовой механизм. Ручная дрель: устройство, назначение и применение. Резьбовые соединения и их назначение. Виды резьбы. Инструмент для нарезания наружной резьбы. Комбинированная обработка металлов. Механические свойства металлов. Измерительный и контрольный инструмент. Заточка инструмента на электроточилке. Наглядность. Образцы готовых изделий, учебные таблицы по техническому труду, плакаты по технике безопасно¬сти. Инструменты. Комплект слесарных инструментов. Экскурсии. Столярная, механическая мастерские. Практическая работа. Составление эскиза детали. Чтение чертежей детали призматической формы с 2-3 элементами. Планирование работы. Выбор заготовки. Строгание, пиление, сверление древесины. Зачистка обработанных поверхностей напильником и шлифовкой. Сборка деталей, отделка. Нарезание резьбы вручную. Определение дефектов резьбы. Обработка стенок отверстий. Работа с измерительными и контрольными инструментами. Художественная обработка материалов с элементами декоративно-прикладного искусства для мальчиков сельских школ (18 часов) для мальчиков городских школ (20 часов) Художественная обработка древесины Сведения о видах прикладного искусства казахского народа и других народов Республики Казахстан. Сведения о художественной обработке древесины на территории родного края, их характерные особенности. Разновидность материалов для художественной обработки древесины. Значение текстуры древесины, качество древесины. Обработка материалов. Техника контурной резьбы. Клей и склеивание деталей древесины. Клеевые материалы. Правила безопасной работы. Инструменты. Комплект столярных инструментов, инструментов для фигурной и контурной резьбы по дереву. Лобзик, трафареты. Наглядность. Плакаты и коллекции разновидностей древесины. Образцы грибных заболеваний и пороков древесины, текстуры древесины. Экспонаты изделий народных умельцев по художественной обработке древесины. Диафильмы, слайды. Выполнение рельефной и контурной резьбы. Экскурсии. Деревообрабатывающие предприятия, мастерские. Практическая работа. Отработка точного выполнения орнамента туйе мойын в виде контурной резьбы. Выполнение розеток, брелков, поделок разных форм из дерева и фанеры. Работа с природным материалом. Работа с металлом Физические свойства цветных листовых металлов: латуни, стали и их сплавов. Разновидности инструментов для чеканки, их комплектность. Формы инструментов и работа с ними. Технология изготовления простых видов браслетов. Выбор материала с учетом свойств пластической деформации, особенностей деформируемой поверхности. Правила безопасной работы. Отжиг латунных листов для выполнения чеканных работ. Отпуск стальных листовых металлов. Термическая обработка. Особенности и принципы художественного конструирования изделий. Инструменты. Нож, циркуль, молоток, набор чеканок, комплект слесарных инструментов, паяльная лампа. Листы цветных металлов, стальная плита. Наглядность. Плакаты: инструменты; рельефная и контурная чеканка. Образцы: цветные металлы; декоративно-чеканные и ювелирные изделия. Технологическая карта. Демонстрация. Выполнение простейших элементов рельефной и контурной чеканки, тонировки и обжига. Экскурсии. Музей, фабрика сувенирных изделий. Практическая работа. Выбор объекта. Декорирование простым чеканным орнаментом (браслеты и дощечки под отрывной календарь). Выполнение предварительного рисунка и эскиза. Выбор металла. Выполнение технологических операций по подготовке металла для чеканки. Разметка, резка, правка, опиливание кромок. Перевод изображения на поверхность металла. Исполнение контура в металле. Тонировка доступным способом. Выполнение украшений простейших форм: браслеты, тумарша, пряжки для мужских и женских поясов. Обработка кожи Методы составления орнаментальной композиции подарочных изделий из кожи, плетеных материалов и т.д. Методы нанесения узоров на поверхность кожи. Правила безопасной работы. Инструменты. Ножницы, линейка, нож, шило, тесемки, кусочки кожи, узоры и трафареты. Наглядность. Плакаты, образцы кожаных изделий, диафильмы, слайды. Экскурсии. Кожевенная фабрика, швейный цех, сувенирная фабрика. Практическая работа. Нанесение узора на поверхность кожи. Составление композиции из орнаментов. Выполнение аппликационных сувенирных изделий из кожи (сумка, панно). Художественная лепка Понятие о технике орнаментальных лепных работ. Техно¬логия выполнения потолочных узорных работ. Туйе мойын и его композиционное построение. Техника исполнения сувенирных изделий. Гигиена школьника. Техника безопасности. Инструменты. Разноцветные краски, карандаши, кисти, картон, нож, ножницы, фанера, проволока, доски, гвозди, лобзик, пила, молоток и т.д. Материалы для лепки: глина, гипс, алебастр, пластилин. Наглядность. Слайды, диафильмы, таблицы, технологическая карта. Демонстрация. Процесс выполнения лепных работ. Экскурсии. Дворцы, здания с интересным архитектурным решением. Практическая работа. Выполнение узорчатых потолочных розеток и сувенирных работ: верблюжонок, эмблема конкурса «Азия дауысы». Плетение Сведения о плетении из бересты, шпона, кожи, тростника. Правила заготовок шпона, берестяных лент, тростника, кожи. Разновидности-плетения из бересты, шпона, тростника и кожи. Умение работать с шаблонами и колодками. Подбор инструментов. Правила техники безопасности при работе с режущим инструментом. Технология выполнения плетения из бересты, шпона, тростника и кожи. Инструменты. Чертилка, резак, нож-косяк, ножницы, кочедык, шило, зажимы, нитки. Наглядность. Образцы готовых изделий. Демонстрация. Приемы правильного выполнения пле¬тения из берестяных лент, тростника, шпона, кожи. Практическая работа. Подготовка берестяных лент, шпонов, тростника, кожаных тесемок, инструментов. Выполнение простейших видов переплетений: солонка, переплет для книги, подставка, корзиночка, ремень, цветочница, суве¬ниры, панно шым ши. Основы технологии выращивания плодоовощных культур для мальчиков и девочек городских школ (12 часов) Осенние работы в овощеводстве. Уборка урожая. Отбор семенников и закладка их на хранение Весенняя высадка семенников овощных культур в грунт. Сбор и сортировка семян капусты, моркови, свеклы. Защита овощных культур от сорняков, вредителей и болезней. Общая характеристика плодоводства. Сад, ягодник как трансформированные растительные сообщества. Агротехнический цикл выращивания яблони. Правила посадки плодовых деревьев. Обрезка в молодом плодоносящем саду, виды обрезки. Уход за садом. Ягодные культуры: земляника, смородина, крыжовник, малина. Вегетативное размножение ягодников, правила посадки, уход, защита от сорняков, вредителей и болезней. Определение зрелости плодов. Уборка и учет урожая плодово-ягодных культур. Инструменты и оборудование. Лопата, мотыга, грабли, вилы, ведра, лейка, пакеты, секатор. Макеты посевных и посадочных машин. Наглядность. Коллекция семян, плакаты, таблицы, диафильмы. Экскурсии. Яблоневый сад. Практическая работа. Осенние работы в плодовом пи¬томнике, подготовка сада и ягодников к зиме. Окулировка. Обрезка плодовых деревьев и ягодных кустарников. Осенняя (весенняя) посадка плодовых деревьев и ягод¬ных кустарников. Уход за плодовыми и ягодными культура¬ми, защита от сорняков, вредителей и болезней. Полив. Сбор и учет урожая плодово-ягодных культур. 7 КЛАСС – 68 часов Техника и технология сельскохозяйственного произ¬водства для мальчиков сельских школ (18 часов) для мальчиков городских школ (8 часов) Значение полеводства для развития сельского хозяйства. Связь полеводства с земледелием и животноводством. Общая агробиологическая характеристика кукурузы, гре¬чихи, картофеля, размещение их в севообороте. Паровое поле. Уход за полевыми культурами с использованием сельскохо¬зяйственной техники. Защита от сорняков, вредителей и бо¬лезней. Технологические комплексы машин в интенсивной тех¬нологии возделывания и уборки картофеля. Общая характеристика отраслей животноводства: скотоводство, коневодство, свиноводство, кролиководство. Усло¬вия содержания сельскохозяйственных животных. Корма животного и минерального происхождения для животных. Разведение домашних голубей. Инструменты и оборудование. Лопаты, ведра, вилы, грабли, носилки, лейки, секатор. Наглядность. Таблицы, схемы, муляжи, макеты. Коллек¬ции семян, образцы кормов. Экскурсии. Фермерские хозяйства, животноводческие фермы. Практическая работа. Подготовка почвы и посев по¬левых культур. Посадка картофеля. Уход за полевыми куль¬турами на протяжении вегетационного периода (прополка, защита от сорняков, вредителей и болезней). Уборка и учет урожая полевых культур. Ознакомление с правилами техники безопасности во время наблюдения и ухода за сельскохозяйственными животными. Определение качества кормов (сено, силос, сенаж и др.) по внешним признакам. Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения для мальчиков сельских школ (8 часов) для мальчиков городских школ (20 часов) Чертеж детали цилиндрической формы. Конструктивные особенности деталей. Простановка размеров с учетом базовых поверхностей. Организация работы по дереву на токарном станке. Основные части станка: назначение, принцип работы, выполнение операций. Уход за токарным станком, соблюдение правил техники безопасности. Составление технологической карты по обработке простейших деталей. Обтачивание наружной металлической цилиндрической поверхности Подрезание. Инструменты. Ножовка, лобзик, токарный станок, долото, рашпиль, напильник, зубило, резец токарный, штангенциркуль. Наглядность. Образцы готовых изделий. Сборочный чертеж изделий. Диафильмы, видеофильмы. Плакаты по технике безопасности. Практическая работа. Выбор заготовок. Планирование работы, разметка по чертежу. Обтачивание наружной цилиндрической деревянной (металлической) поверхности. Подрезание. Художественная обработка материалов с элементами декоративно-прикладного искусства для мальчиков сельских школ (20 часов) для мальчиков городских школ (18 часов) Художественная обработка древесины Токарный станок по обработке дерева. Техника безопасной работы на токарном, сверлильном, точильном станках. Технология простых соединений деревянных деталей. Деревянная мебель в традиционном народном стиле: сандык, кебеже и др. Разновидности орнаментальной резьбы: сандык, кебеже, тосек агаш. Методы тонировки узорчатых поверхностей и методы обжига. Инструменты. Комплект столярных инструментов. Станки: токарный, сверлильный, точильный. Узорчатые экспонаты: сандык, кебеже, жук аяк и др. Детали простых соединений из древесины. Паяльная лампа. Пигменты для тонировки поверхности деталей. Наглядность. Экспонаты: сандык, жук аяк, кебеже. Демонстрация. Соединение деталей. Структурные различия в исполнении сандык и кебеже. Экскурсии. Музеи, выставки. Практическая работа. Выполнение розеток по методу контурной резьбы с использованием орнаментов геометрических и растительных форм. Выполнение простых деревянных сувенирных изделий. Выполнение эскизов и контурной резьбы лицевой части сандык или кебеже. Работа с металлом Материалы и инструменты для выполнения филиграни. Свойства материалов. Методы работы с ручными инструментами. Технология изготовления филиграни. Рабочее место и техника безопасной работы с инструментами и реактивами. Личная гигиена школьника. Инструменты и оборудование. Ручная дрель, напильники, кусачки, пинцет, плоскогубцы, круглогубцы, ножовки, тиски, небольшой молоток, горелки, паяльная лампа. Реактивы: десятипроцентные растворы серной и азотной кислоты, бура, сера. Припой: марки ПСР-37, ПСР-45, обыч¬ный припой. Наглядность. Образцы материалов, реактивов; припои. Плакаты: инструменты; разновидности орнаментов. Технологическая карта. Правила безопасной работы. Экспонаты работ, выполненных в технике филиграни. Практическая работа. Выполнение эскизов изделий с простейшим орнаментом. Выполнение заготовок из тонкой жести, фольги, медной проволоки. Выполнение сувениров и браслетов узорчатой прямоугольной формы. Обработка кожи Технология изготовления и разновидности сувениров из кожи. Техника аппликации из кожи. Составление композиции из геометрических фигур на поверхности изделия. Дополнение композиционных изделий из кожи другими видами материалов (мягкая проволока, блестящие кнопки, чеканный узор и др.). Инструменты. Нож, молоток, плоскогубцы, линейка, шило, иголки, нитки, узоры из мягких и твердых материалов, кожа, детали чеканных работ. Наглядность. Экспонаты кожаных изделий. Плакаты и рисунки сувенирных работ. Эскизы. Слайды. Демонстрация. Техника исполнения простых узоров, сувениров. Экскурсии. Сувенирная, обувная фабрики. Цех художественных работ. Практическая работа. Выполнение сувенирных изделий из кожи. Применение в композиционных решениях разновидностей твердых материалов. Культура дома. Техника в быту для мальчиков сельских и городских школ (6 часов) Интерьер жилых помещений. Ремонт мебели. Крепление мебели при помощи резьбовых соединений, склеивания. Понятие о разветвленной электрической сети. Правила техники безопасности при работе с электричеством. Понятие о радиосхеме. Ознакомление со схемами сборки простейшего детекторного радиоприемника. Правила проверки электрической цепи омметром. Основы экономии электроэнергии. Инструменты. Деревянный клей, шурупы, кусачки, монтажный нож, шило, отвертки, электропаяльник, круглогубцы, пинцет. Наглядность. Образцы изделий различных конструкций. Таблицы и плакаты по выполнению электротехнических работ. Экскурсии. Заводы и фабрики. Практические работы. Ремонт мебели. Склеивание неисправных соединений. Выполнение стыковых, шиповых и резьбовых соединений. Подготовка проводников к электромонтажным работам, планирование работ. Сборка разветвленной электрической цепи из ламп, предохранителя, розетки. Оконцевание проводов, монтаж электрической цепи изделия.
8 КЛАСС – 68 часов Раздел 1. Технология сельскохозяйственного производства Технико-технологические сведения. Местные сельскохозяйственные культуры. Биологические особенности зерновых культур. Ознакомление с размещением зерновых культур на полях севооборота; уборка и учет урожая; хранение зерна; зерноуборочная техника; общее устройство зерноуборочного комбайна. Ознакомление со способами подготовки кормов к вскармливанию и их экономическая эффективность; кормоприготовительная машина и ее оборудование. Подготовка кормов дом крупного рогатого скота. Наглядность: макеты, учебные плакаты, таблицы и др. Экскурсии: фермерские, крестьянские хозяйства, животноводческие фермы. Практическая работа. Изучение биологических особенностей зерновых культур. Ознакомление с местом хранения зерновых культур. Составление рационов питания различных домашних животных. Изучение устройства кормоприготовительных машин (при участии наставника). Раздел 2. Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения Технико-технологические сведения. Чертежи деталей, форма которых образована сочетанием цилиндрических, конических и фасонных поверхностей. Кинематическая схема станка и ее чтение. Материалы для инструментов. Ознакомление с основами термической обработки металлов. Особенности и общие принципы художественного конструирования изделий. Получение отверстий в металле. Общий алгоритм создания новой конструкции. Правила техники безопасности. Оборудование: сверлильный станок, токарный станок, образцы металлов, сверл и т.д. Наглядность: учебные плакаты, диафильмы, таблицы. Практическая работа. Сверление металла. Определение твердости металла. Раздел 3. Художественная обработка материалов с элементами декоративно-прикладного искусства (для мальчиков) Художественная обработка древесины Технико-технологические сведения. Основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости. Виды и свойства материалов, часто применяющихся при художественной резьбе. Технологический процесс изготовления изделий: декорирование и выжигание. Правила безопасности труда и пожарной безопасности. Основные требования к организации рабочего места. Инструменты: комплект столярных инструментов и резцов для художественной резьбы по дереву, паяльная лампа для обжига поверхностей пиломатериалов. Наглядность: декорированные экспонаты (дерево), плакаты, декоративно оформленные изделия, орнаментальная плоскость. Демонстрации: образцы готовых работ, отличительные свойства материалов (липа, осина, кедр, сосна). Практическая работа. Подготовить к работе инструменты для резьбы по дереву. Выполнить основные операции по ручной обработке дерева при изготовлении художественных изделий. Декорирование художественных изделий выжиганием. Работа с металлом Технико-технологические сведения. История развития ювелирного искусства и кузнечного дела. Технология выполнения изделий методом обработки металла (брелки, браслеты и др.). Технология придания изделию фона, цвета. Техника безопасности при работе с листовым железом. Инструменты: набор слесарных инструментов, набор специальных инструментов для просечки тонких листовых металлов, листы цветных металлов и химикаты для правления поверхности металлических листов. Наглядность: плакаты, стенды, экспонаты, изделия. Демонстрации: процесс выполнения просечки металлических листов. Практическая работа. Изготовление сувенирных изделий малой величины из тонких цветных металлических листов 9 КЛАСС – 68 часов Раздел 1. Технология сельскохозяйственного производства Технико-технологические сведения. Основы технологии посева, выращивания и уборки районированных сортов зерновых культур. Основные сельскохозяйственные машины, применяемые в технологическом процессе производства зерна: общее устройство, принцип работы. Ознакомление с устройством и назначением мини-тракторов, мотоблоков, мото-культиваторов. Способы уменьшения потерь в процессе выращивания и уборки зерновых культур. Переработка продуктов сельского хозяйства. Хранение сельскозяйственной продукции. Ознакомление с общим устройством и принципом работы машин для механизации животноводческих ферм. Понятие о мелиоративной технике. Меры безопасности при выполнении сельскохозяйственных работ. Оборудование: зерновые сеялки, комбайны, жатки. Наглядность: плакаты, таблицы, макеты, диафильмы. Экскурсии: фермерские хозяйства, машинотракторные мастерские. Раздел 2. Художественная обработка материалов с элементами декоративно-прикладного искусства Работа с древесиной Технико-технологические сведения. Художественные народные промыслы родного края. Основы композиции. Технология изготовления художественных изделий токарным способом. Виды художественной резьбы но дереву. Изготовление сувенирных изделий из дерева и подручных материалов. Техника и правила безопасной работы на электрических установках в мастерских. Охрана труда учащихся. Оборудование и инструменты: комплект столярных инструментов и резцов для художественной резьбы по дереву, токарный станок с комплектом резцов для обработки древесины, древесина для токарных работ. Наглядность: учебные плакаты, образцы готовых изделий. Практическая работа. Изготовление декорированных сувенирных изделий из дерева и подручного материала на токарном станке и ручным способом. Работа с металлом Технико-технологические сведения. Технология декорирования чеканной жестью лицевой стороны сундука и подставки под сундук (или других изделий), обрешетка металлическими ленточками. Сведения об орнаменте, накладываемом на лицевую часть сундука (или другого изделия). Особенности и виды национального орнамента, используемого при работе с жестью. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и жестью. Охрана труда учащихся. Оборудование и инструменты: комплект слесарных инструментов, жесть, гвозди, ножницы по металлу, линейка, лекало. Наглядность: образцы готовых изделий, готовых орнаментов, учебные плакаты по технике безопасности. Практическая работа. Выполнение геометрических орнаментов на поверхности тонкой металлической ленты, выполнение сувенирных вариантов жестяных изделий. Раздел 3. Области общественного производства и услуг. Экология и профориентация Технико-технологические сведения. Сведения о сельскохозяйственных профессиях. Профессии растениеводческих и животноводческих отраслей. Виды профессий, связанных с механизацией сельского хозяйства и переработкой сельскохозяйственной продукции. Ознакомление с рабочими профессиями широкого профиля. Профессии, связанные с тяжелой, легкой и пищевой промышленностью, строительством, сферой услуг. Возможности человека в развитии профессионально важных качеств. Использование природных ресурсов Казахстана. Охрана окружающей среды на предприятиях, фабриках, заводах. Наглядность: плакаты, видеофильмы и др. Практическая работа. Характеристика профессий различных отраслей. Творческие отчеты по изучению профессий. Подготовка и проведение диспутов, дискуссий по проблемам охраны окружающей среды на предприятиях.
|
Категория: Технология труда | Добавил: Megaberish
|
Просмотров: 1224 | Загрузок: 255
| Рейтинг: 0.0/0 |
| |
| | |
|
|