Развитие творческих
способностей на занятиях кружка.
Сегодня, когда на предмет «технологическое воспитание» в Республике Молдова
выделено 45 минут в неделю, развитие творческих способностей на уроке весьма
проблематично. Ученики едва успевают получить элементарные знания и умения по
обработке конструкционных материалов.
Поэтому, значение кружковой работы трудно переоценить. Только на занятиях
кружка, протяженностью 4-6 часов в неделю, не обремененных куррикулумными
ключевыми целеполаганиями, ученик может сделать то, к чему он больше всего
предрасположен, развить свои творческие способности.
Многолетний опыт работы руководителем технических кружков позволил мне
выработать свою методику их организации и проведения занятий. Вот основ-ные
принципы.
1. Принцип добровольности. В кружок дети записываются совер-шенно добровольно.
Мотивация – сделать изделия, которые они видели на выставках, у других учеников
или различных знакомых. У старших школьников – сделать что-то свое,
оригинальное и, таким образом, выделиться среди сверстников.
2. Принцип учета интересов. В качестве объекта труда выбираются только те
изделия, которые хотят делать кружковцы. Как показала практика, организация
школьных кружков одного профиля (юный столяр, юный токарь, авиамодельный,
ракетомодельный и т.д.) приводит к значительному отсеву кружковцев из-за
характерных для детского возраста неустойчивых интересов. Более жизнеспособными
являются полипрофильные кружки, например «Умелые руки» или «Моделист
конструктор».
3. Принцип учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей. Дети
младших гимназических классов, как правило, имея еще недостаточные знания и
опыт, переоценивают свои возможности, выбирают сложные изделия, быстро
утомляются, не всегда заканчивают работу, не получают удовлетворения,
разочаровываются. Поэтому, для них предлагаю несложные, но, в то же время,
интересные изделия, которые можно сделать за несколько занятий. Особое внимание
придаю отделке. Она, как правило, является самой трудной операцией для этого
возраста. Кружковцы 2-го, 3-го года занятий и старше способны изготавливать
одно изделие длительное время (иногда больше года), добиваясь поставленной
перед собой цели.
4. Принцип наличия элементов клубной формы организации работы кружка. К
сожалению, не все ученики, желающие заниматься в кружке, имеют одно и тоже
свободное время для посещения занятий. Необходимо учитывать несовпадение начала
и конца занятий для различных классов, занятость дополнительным образованием
(спортивные секции, курсы и т.д.), запрет родителей из-за плохой успеваемости и
др. Поэтому расписание занятий кружка является строго обязательным только для
меня. Кружковцы посещают занятия в удобное для них время. Приходится работать и
по субботам, когда большинство учеников свободны от других нагрузок.
5. Принцип перспективы. Каждый кружковец ставит перед собой цель, которую он
должен достичь в будущем. Например, изготовив простую статическую игрушку,
перейти к изготовлению более сложной, динамической. Иногда они меняют тематику:
сделав игрушку, делают модель корабля или ракеты. Оправданной является
перспектива участия в предметных олимпиадах или конференции «Способность, труд,
талант».
6. Принцип достижения цели. Очень часто дети, не закончив изготовление изделия,
хотят сделать другое. Потом им становится неинтересным и следующее и они
перестают посещать занятия кружка, так ничего и не сделав. К таким нужен особый
подход. Привлекаю к оказанию помощи более опытных, или помогаю сам, убеждаю,
что работу всегда нужно выполнять до конца и, поддерживая стремление сделать
что-то другое, не разрешаю приступать к новому, не закончив старое.
Для успешной работы кружка необходима материальная база и наличие материалов. В
настоящее время этот вопрос решается индивидуально каждым руководителем так,
как он умеет. Поделюсь своим опытом. Для занятий кружка использую учебные
мастерские, в которых имеются верстаки, станки, комплект инструментов.
Существенную помощь оказывает родительская ассоциация «Лицеист», которая каждый
год выделяет на эти цели небольшую сумму денег. Кроме того, некоторые родители,
познакомившись с результатами работы кружка, оказывают спонсорскую помощь.
Часто родители покупают для своих детей лобзики, пилочки для лобзиков,
шлифшкурку, фанеру, карандаши и они приносят все это на занятия кружка. Используем
так же списанную школьную мебель, древесину от спиленных засохших деревьев,
выброшенные материалы после ремонта и др.
Мне часто в мои школьные годы и уже будучи умудренным многолетним опытом
пришлось наблюдать, как кружок переставал функционировать через 1-2 занятия.
Конечно, ни о какой плодотворной работе кружка не может быть и речи, если
руководитель сам не творческая личность или неподготовленный дилетант. В любой
деятельности человека ценится профессионализм и творчество, но в кружковой работе
это необходимое условие. Я бы сказал, что руководитель кружка должен быть
фанатично влюблен в свою работу и только тогда сможет увлечь своих учеников. Я
работаю в школе с 1986 года. Пришел на эту работу с солидным педагогическим
опытом работы в профтехучилище и в техникуме. Но первые попытки организовать
кружок в школе оказались неудачными. Основными причинами было неумение выбрать
объекты труда и отсутствие опыта работы с детьми возрастом от 11 лет. На первых
порах я выбирал практически те же изделия, которые мы делали на уроках
(хозяйственные совки, ручки для напильников, разделочные доски и т.д.). Все это
вскоре моим ученикам надоело и они прекратили посещать занятия кружка. Однажды,
демонстрируя изделия на вводном занятии, я заметил, что наибольший интерес
вызвала деревянная игрушка «Медведь-пильщик». Даже у девятиклассников она
привела в восторг. Дети спрашивали: «Можно ли сделать такую, сколько стоит?»
Пришла мысль использовать деревянную игрушку в качестве объекта труда в
кружковой работе. Организовал кружок деревянной игрушки «Буратино», который
успешно работал много лет и показал хорошие результаты (Рис.1).
Мы демонстрировали наши игрушки на многочисленных лицейских, рай-онных и
городских выставках. Ими восхищались не только дети, но и взрослые (Рис.2).
В 2004-2005 учебном году ученики 8-го класса нашего лицея заняли первое место
на конференции «Способность, труд. талант» по теме «Деревянная игрушка».
Несмотря на достигнутые успехи кружка деревянной игрушки, наблюдался
значительный отсев кружковцев старше 6-го класса. Ученики хотели строить модели
судов, самолетов, ракет и др. Но у меня не было достаточных знаний для этого.
Пришлось снова учиться, Поступил на работу по совместительству в городской
центр технического творчества учащихся (ГЦТТУ) г. Кишинева руководителем
кружка, где под руководством замечательных мастеров своего дела директора И.Д.
Матвейчука и зав. МКО (модельно-конструкторского отдела) А.И. Ростовцева освоил
азы судо и авиамоделизма. «Перелопатил» сотни страниц журналов «Моделист конструктор»,
«Юный техник», «Школа и производство», методические книги по моделизму, посещал
выставки, изучал опыт коллег. Самостоятельно освоил технологию художественной
резьбы по дереву, керамику, овладел компьютерной грамотностью. Не скажу, что во
всех этих областях я достиг вершин, но мои знания и умения позволяют руководить
универсальным техническим кружком «Моделист-конструктор», в котором дети могут
выбрать любое направление для технического творчества. Кружок посещают, в
основном, ученики 5-9 классов, но иногда из 4-го и !0-го классов. Среди них
бывают девочки и ученики других лицеев. Основное направление кружка –
судомоделизм, но некоторые ученики делают модели самолетов, ракет, автомобилей,
занимаются художественной резь-бой по дереву, изготовляют деревянные игрушки,
лепят свистульки из глины. Есть у нас и успехи. Ученик 7-го класса Михаил
Трибой в 2006-2007 учебном году на юбилейной городской конференции
«Способность, труд, талант» занял первое место с работой «Изготовление
радиоуправляемой модели катера» и награжден медалью. Этот же ученик занял
первое место в лицейском конкурсе «Минута славы» в 2008-2009 учебном году,
выступив со своей моделью парусного судна.
Многие дети увлеченно работают на занятиях кружка, отвлекаясь от сти-хийного
влияния улицы, развивая творческие способности, которые им пригодятся для
адаптации в современном обществе.
Учитель технологического воспитания русского теоретического
лицея им. Титу Майореску
С.Г. Рыхлицкий,
высшая дидактическая степень
23.06.2010
г. Кишинев [img][/img] [img]http://[/img] [img][/img] [img][/img]
|